Речевое развитие детей 3-4 лет. Нормы и отклонения

Речевое развитие детей 3-4 лет. Нормы и отклонения

03.11.2016
Трехлетний возраст – это своеобразный порог в развитии малыша, после которого наблюдается стремительное расширение кругозора и формирование речевых навыков. Безусловно, все детишки развиваются по-разному, одни начинают говорить раньше и буквально без остановки, другие ленятся произносить слова и вообще производят впечатление молчунов. Однако в три годика каждый нормально развивающийся малыш прекрасно понимает, что ему говорят взрослые.
И хотя, как уже было сказано, развитие речи происходит индивидуально, есть общие моменты, которые вписываются в норму, а также аномалии, которые должны насторожить родителей.
Что является нормой:
•    Трехлетний малыш старается выразить свои мысли различными способами. Словарный запас находится на уровне полутора  тысяч слов (в четыре года он возрастает до двух тысяч).
•    Ребенок старается подражать взрослым в поведении и речи, внимательно прислушивается, пытается выговаривать слова правильно и четко, правда, часто это звучит наоборот очень смешно.
•    Нередко малыши создают свои собственные словоформы и рифмы, пытаются сочинять что-то типа стихов.
•    Однако развитие речи у трех-четырехлетних детишек еще довольно слабое, мало кто из них может рассказать что-либо логично и связно. Но ошибки в грамматике, падежах, предлогах  и ударениях являются вполне нормальным явлением, так же как и перестановка слогов или путаница в звуках.
•    Речевой аппарат в три года еще не развился в физиологическом плане, поэтому для многих детей представляют сложность шипящие, свистящие и сонсорные звуки (ш, с, л, р).
•    К четырем годам дети начинают активно употреблять в речи наречия (тепло, красиво и пр.), сопоставлять местоимения с конкретными предметами (его игрушка, моя машинка, твое мороженое). Ребенок произносит слова разборчиво и внятно, общается с посторонними, меняет тембр и громкость речи.
Отклонения от нормы или на что необходимо обратить внимание
Если родители замечают, что речь их ребенка отстает от нормы, характерной для данного возраста, то следует не впадать в панику, а проконсультироваться со специалистами (педиатром, психиатром, отоларингологом, неврологом, логопедом, сурдологом). Если говорить конкретно об  отклонениях, то это:
•    Запаздывание с появлением первых слов
•    Очень медленный рост словарного запаса, неумение отвечать на простые вопросы
•    Неумение или нежелание строить развернутые фразы с подлежащим, сказуемым, дополнением
•    Непонятная речь, тарахтение, растягивание или быстрое произношение слов, проглатывание окончаний
•    Невозможность построения своих предложений, а только повторение услышанных
•    Повышенное слюноотделение, приоткрытый рот.
Возможные причины отставания ребенка в речевом развитии
•    Недостаточная  стимуляция со стороны родителей
•    Отсутствие внимания при постановке речи
•    Разговор с малышом на его языке (типа «сюси-пуси»)
•    Заболевания мозга, нарушение слуха
•    Недоношенность, частые болезни
•    Проблемы в период беременности или при родах.
Что требуется от родителей
•    При общении с малышом не опускайтесь до его уровня, а наоборот, старайтесь поднять его до своего. То есть будьте примером для подражания
•    Не отмахивайтесь от постоянных «почемучек», старайтесь отвечать на все вопросы понятно и доходчиво
•    Общайтесь с  ребенком как можно больше, читайте книжки, включайте записи сказок, песенок, стихов, внимательно выслушивайте свое чадо, поправляйте деликатно ошибки
•    Ребенок развивается в общении со сверстниками, поэтому  не запрещайте ему играть с друзьями
•    Просите малыша, чтобы он рассказывал о своих делах, играх, мыслях.
(0)

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



X
Войти в клуб
Ваша почта
Ваш пароль

Нет аккаунта? Регистрация