Как обеспечивается законность в сфере здравоохранения? (Часть. 2)

Как обеспечивается законность в сфере здравоохранения? (Часть. 2)

28.09.2016
Известно, что главными контрольно-надзорными органами за соблюдением законодательства в Российской Федерации выступают органы прокуратуры. Проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в сфере здравоохранения определяются общей социальной политикой государства, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора РФ.
Так, в Приказе от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения назван одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры.
Количество выявляемых прокурорами нарушений законов и связанных с этих актов прокурорского реагирования растет из года в год. Значительно активизировалась деятельность прокуроров по привлечению к ответственности виновных лиц за нарушение законодательства о здравоохранении и вне уголовно-правовой сферы. Ежегодно прокурорами вносится около 15 тысяч представлений по всей стране должностным лицам системы здравоохранения, по результатам рассмотрения которых виновные привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности.
Сегодня первоочередными задачами прокуроров в деле обеспечения законности в сфере здравоохранения являются: реальное устранение нарушений прав граждан на получение качественной медицинской помощи; принятие всего комплекса мер, которыми располагает прокурор, для предотвращения такого рода нарушений; упреждающий характер прокурорского надзора в этой сфере общественных отношений; последовательный контроль за исполнением вносимых прокурорами актов реагирования; комплексная работа по противодействию правонарушениям в сфере здравоохранения; усиление прокурорского надзора за деятельностью органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного контроля в сфере защиты прав граждан на охрану здоровья.
Меры, реализуемые прокурорами в целях устранения выявленных нарушений, направлены на соблюдение прав граждан при оказании им медицинской помощи, повышение ее доступности и качества, укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, реализации предусмотренных для медицинских работников гарантий.
Прокуроры в ходе проведения проверок выявляют незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, которыми регламентировались правоотношения в сфере охраны здоровья граждан и оказания им бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях.
Так, региональные органы исполнительной власти нередко принимают нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности; нарушают порядок выдачи лицензий. Лицензирующие органы должным образом не контролируют выполнение лицензионных условий и требований, предписаний об устранении нарушений.
Как показывает практика прокурорского надзора, повсеместно имеет место нецелевое либо неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на программы по модернизации здравоохранения. Нарушались права граждан на получение высокотехнологичной медицинской помощи. Повсеместно прокуроры пресекали факты неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования, в том числе из-за отсутствия соответствующей подготовки у медицинского персонала.
Нередко прокуроры выявляли факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным гражданам, несоблюдения стандартов качества оказания гражданам медицинской помощи. Прокурорскими проверками были установлены даже факты смерти пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства, регламентирующего санитарное и техническое состояние медицинских учреждений и расходование выделяемых на их содержание бюджетных средств.
Не во всех субъектах Федерации своевременно и в полном объеме осуществлялись дополнительные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам и педиатрам.
Установлены нарушения порядка начисления медицинским работникам оплаты больничных листов, отпускных без учета надбавок за дополнительную медицинскую помощь, оказываемую врачами общей (семейной) практики, участковыми терапевтами, педиатрами и работающими с ними медицинскими сестрами в рамках реализации национального проекта.


Имело место нарушение прав женщин на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи при беременности и родах. Учреждения здравоохранения не всегда соблюдали порядок оформления и выдачи беременным женщинам родовых сертификатов.
Прокурорскими проверками установлены нарушения порядка лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности: порой лицензии предоставлялись при отсутствии у работников специализации, опыта соответствующей работы, истрёпывались не предусмотренные законодательством документы. Зафиксированы случаи осуществления лечебно-профилактическими учреждениями деятельности без лицензии, без договоров на обслуживание медицинской техники, случаи ненадлежащей переподготовки и повышения квалификации медработников.
Учитывая характер и распространенность выявленных органами прокуратуры нарушений, последним следует добиваться реального устранения нарушений закона и возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий. Своей деятельностью прокуроры призваны способствовать созданию обстановки нетерпимости к нарушениям прав граждан на охрану здоровья, повышению ответственности каждого должностного лица, да и самих граждан за здоровье как отдельного человека, так и всей нации.
(По материалам Генеральной прокуратуры РФ)

Автор: Экспертный юрист Валерий Квасов
(0)

 
Текст сообщения*
 
 



X
Войти в клуб
Ваша почта
Ваш пароль

Нет аккаунта? Регистрация