Домашнее обучение. Вред или польза?

Домашнее обучение. Вред или польза?

20.08.2016
2
Домашнее обучение. Вред или польза?
Все новое - это хорошо забытое старое. Домашнее обучение практиковали всегда, вспомним, как это было. Что мы увидим, заглянув в прошлое? С начала времен детей традиционно обучали дома. Обеспеченные люди обращались к помощи гувернантки или учителей, семьи с малым достатком занимались образованием отпрысков самостоятельно. Первые школы появились в древней Руси по указу Князя Владимира в 988 году. Петр 1, понимая важность образования, идею создания школ вывел на государственный уровень. При нем школы начали появляться повсеместно, для обучения привлекались иностранные специалисты. С тех пор прошло более трехсот лет, школьное образование стало доступным абсолютно для всех.
Однако, в наше время, вопрос выбора формы обучения становится неоднозначным. Каждая семья уникальна, и делает свой выбор исходя из множества факторов и причин. Чтобы разобраться в ситуации, рассмотрим основные виды домашнего обучения.
•    Анскулинг предполагает полный отказ от школы и школьной программы. Учеба проходит спонтанно, без конкретной программы и целей, согласно потребностям и интересам ребенка. Сторонники этой системы считают, что такое обучение естественно для ребенка, эффективно и легко исполнимо. Противники этого метода робко замечают, что обучая детей по системе анскулинга, к их совершеннолетию, на выходе мы будем иметь человека, не имеющего "стандартного" общеобразовательного набора знаний. А это, в свою очередь, сводит шансы поступления в вуз и дальнейшего обучения к нулю.
•    Домашнее обучение. Оформляется при помощи медицинских справок в случае, когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Здесь ученик следует стандартной школьной программе, уроки проводят учителя, приходящие из школы.
•    Семейное обучение. Формально ребенок числится в конкретной школе, где в положенное время проходит аттестацию, выполняет при необходимости лабораторные и практические работы. Возможно посещение отдельных уроков.
•    Экстернат. Самостоятельное изучение предметов и сдача промежуточных экзаменов без посещения школы. Ребенок изучает программу в своем темпе, зачастую, работая на опережение.
Для принятия верного решения о выборе способа обучения необходимо взвесить все за и против. Плюсы домашнего обучения:
•    Возможность выбора программы обучения.
•    Отсутствие оценочной системы, благодаря чему, ребенок нацелен на получение знаний, а не на «хорошую» оценку в дневнике.
•    Занятия проводится в то время, когда это удобно ребенку, учитывая его биологические ритмы.  Нет необходимости "клевать носом" над учебником ранним утром.
•    Занятия проводятся в темпе, удобном ребенку. В некоторых случаях детей обучают не нескольким предметам параллельно, а каждой дисциплине последовательно. Например, в сентябре проходят курс литературы, в ноябре математики и т.д.
•    Индивидуальный подход
•    Возможность изучения школьной программы в ускоренном темпе, менее чем за 10 лет
•    Возможность прививать и контролировать моральные, политические и религиозные взгляды ребенка
•    Отсутствие возможного давления и насилия со стороны учителей и других школьников
•    Формирование тесного контакта «родитель-наставник», умножающего привязанность и взаимопонимание
•    Исключается стандартизация мышления
•    Нет необходимости соблюдать навязанные правила и ритуалы
Теперь зайдем с другой стороны, и рассмотрим минусы домашнего обучения:
•    Ребенок не получает опыта пребывания в коллективе, не знает его законов, не умеет работать в команде
•    Ребенок не социализирован
•    Необходим постоянный контроль родителями за учебой
•    Нет опыта конфликта со сверстниками и учителями
•    Отсутствие опыта работы «от звонка до звонка», жесткой дисциплины
•    Могут возникать трудности с получением диплома, поступлением в ВУЗ
•    Не все родители имеют талант к обучению, особенно это касается точных наук и творческих дисциплин (музыка, живопись)
•    Дома дети не могут получить системных фундаментальных знаний. Школа учит мыслить.
Еще один интересный момент домашнего образования – компенсационные выплаты. Такие выплаты до недавнего времени существовали во всех регионах, составляли, в среднем, 10 000 руб. в месяц. По последним сведениям, в Москве их отменили. В других регионах этот вопрос надо уточнять. И в любом случае, просто так вам этих денег не дадут, придется побегать, а возможно даже обратиться в суд.
В завершении отмечу, что семейное образование подходит не всем. Чтобы его практиковать, один из родителей должен полностью посвятить себя семье, оставив мысли о выходе на работу. Необходимо иметь минимальные способности к обучению и организационные навыки, но не всем это по силам.  
Чаще всего домашнее обучение выбирают семьи, практикующее естественное родительство. Также это будет отличный вариант для тех, кто часто путешествует или живет в отдаленной местности, или для тех, чьи дети не могут посещать школу по медицинским показаниям.
Ученье – свет. А будет ли это свет школьной лампы или домашнего светильника, решать только вам, дорогие родители.
(0)

0
Цветочек
Мне бы очень хотелось, если бы моя дочка находилась на домашнем обучении.
Имя 0
0
Саша
Я считаю, что ребёнок должен посещать школу. Домашнее обучение - это уж в самом крайнем случае.
Имя 0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



X
Войти в клуб
Ваша почта
Ваш пароль

Нет аккаунта? Регистрация